lebo35 Лев Бондаревский (lebo35) wrote,
lebo35 Лев Бондаревский
lebo35

Category:

Заметки о поэзии- 6 (первая часть)

ЗАМЕТКИ О ПОЭЗИИ-6.

Из записных книжек 1995-2000 гг.


1995.


Дневник.

Постель для Ноя
В жизнь длиною.

-Ну, холодрыга!
На посошок!
Припрыгал Пригов,
Прочёл стишок.

ТВ : Пригов, Друк, Искренко.
Искренко: Стихи читаю под душем или редким людям, которые ждут, когда я закончу, чтобы самим прочесть.

Я запишу стишок, что сразу
Пришёл, неведомо к чему,
Но не сумею- по заказу,
Хотя бы и по своему.

Купил и прочёл на работе Уральскую Новь. Обозлился. Хотя и недорого. Если раньше это была Уральская Вонь, то теперь- Уральское Благовоние.
Начитанные, цитируют. ЭзотерикаЮ постмодернизм. Но- провинциальная тяга к авторитетам, критикуют, хвалят.
Почему обозлился? Ах, я такой чужой на этом шабаше клубной самодеятельности!

Цитируют Ницше о декадансе, чей признак- фрагментарность, где целое- мертво, а жизнь разбежалась по мелочам.


От затей эзотерических,
От идей филозофических- декаданс!-
Что-то странно стало сразу нам,
Ум наяривает с разумом- контр-данс!.


ТВ- про Андропова. Оказывается, сборник Ленинградского андеграунда Круг- затея КГБшной показухи. Зубатовщиной занимались.

Прочёл наконец Дневники Шварца. Человеку 49 лет, а он просыпается с ощущением счастья! И пишется!


Был в книжном. Мужик попрежнему несёт милорда глупого.


Предмет наметим, и словами
Развоплотив, воссоздадим-
Навечно. Может быть, и с ним
Мы в вечность проберёмся сами.


Поэт.
Люблю опрокинуть рюмашку,
Воссесть неспеша на горшок
И память помять, как бумажку,
И выдать, подумав, стишок.


Пишу в одной тональности,
Привык, пошляк-старик,-
Нанизывать банальности
На рифмы, как шашлык.

Дочитал Шварца. Он после 56-го стал откровеннее про гадюшник СП, но не бросает камни, скорее сочувствует тем, кто злодействовал вынужденно, но без садизма и корысти. Умер он в 57-м, к концу- пронзительные разговоры о себе и других. И мимоходом- такие словечки! Такие неожиданные, но будто долгожданные мысли!

Он слышит шепотки
Под грохоты системы
-а вдруг ещё подки-
нут рифмы или темы?
А сам уже давно
У жизни не в фаворе
И даже в домино
Играет в до-миноре.

Знамя,12. Стихи Вознесенского с листа не воспринимаются. Мученые.
Елена Фанайлова из Воронежа, но есть что-то от СПб. Темна вода во облацех, но- есть! Куда нам, частушечникам!

Этот стих невнятен, тёмен,
Он и краток, и объёмен.
В нём сокрыт секрет,
Как в шкафу скелет.

Переписывать стишки для конкретного адресата-вот способ полуобъективной оценки.Фильтр.

Когда работают не в каноне- трудно отделаться от впечатления произвольности, необязательности. Но канон- аноним!



Вампиризм стихов? Да, и это. (Блок и Соловьёв).
Стихи- доноры, стихи-вампиры. И нейтральные, рациональные.
Вампиризм Некрасова. Надсона.

Я случайных рифм в уме
Наберу на буриме!

Одной дорогой шествует братва:
Поэты- в лес, крестьяне- по дрова.

Поэт.
Не осуждайте индивида:
Он сублимирует либидо!

Я прячусь за свои стишки,
Но коротки мои листочки-
Порой хватает для башки,
Зато вылазит зад за строчки.

О Муза! Покажись!
Кому я жизнь в аренду
Сдаю? Трудясь, как шиз,
Рифмую эти бредни,
Не ведая, куда
Сдавать свои находки,
Как и мешок- беда!-
Бутылок из-под водки!

Как Пегасы размножаются?
Дело непонятное.
Может быть , сидят на яицах
Жеребцы крылатые?

Ты- царь! Живи один!,- внушает А.С.П.,
не радуйся, кретин, ведь это он- себе.
Он тоже ищет знак,
Что он не просто так,
Что где-то, где-то там, поверх людских голов
Витает светлый стан поэтов и богов...

Фромм о некрофильном человеке.
..живут прошлым..их чувства сентиментальны, т.е. зависят от ощущений, которые они пережили вчера, или думают, что пережили.
Они холодно держатся на дистанции и привержены закону и порядку.Н. прямо-таки влюблён в силу.., любит всё, что механично. Для него существенно воспоминание, а не живое переживание...обладание, а не бытие.. Н. Привлекает ночь и темнота..сильна потребность в безопасности..влечение к мёртвому и грязному, садизм. Его лозунг- Да здравствует Смерть!


Слова, соединясь по звучности,
Вдруг новые рождают сущности.

Никударики- это из Кирсанова. Хорошее название?


Знамя. Дневники Самойлова 60-70 гг. О быте диссидентского круга, о пьянке, жалобы, что не пишется, помереть бы, да дети.Мнения интересны и близки. Впрочем, у него размышление о людях внушаемых, воспринимающих чужое как своё, только сформулированное другим.

А.Поляков из Симферополя:

..холодок равнодушия Божьих вещей
согревает того, кто напрасно поёт,
это значит, мы братья по речи своей,
это значит - словарь в наших жилах течёт.
А кто умер от жажды, тому невдомёк,
Что любая посуда была глубока,
Чтоб случайного праздника сделать глоток,
Для случайного праздника хватит глотка.
-Каков!

Гандлевский- ..страх- старше души...

Мне нравятся- у других- особенные фразы, оканчивающие стих, и вместе с тем оставляющие его открытым. Это не Лермонтовские формулы, как замковые камни в арке, хотя тоже прельщают. Динабург определил моё: чёткая мысль и чёткая рифма. Это, по моим теперешним понятиям, плохо: интеллигибельность-
Гибельность.

Палиндромы:

Камень не мак,
Катит и так.

КАБАК.
СОРОС.
А ведь такие штуки по-французски, по-английски невозможны из-за буквосочетаний?

Помоги, родная речь,
От тоски меня сберечь,
От отчаянья!
Слово за слово тащу,
Смысла я в тебе ищу,
Хоть случайного!

И Фет-полуеврей, и полунемец- Тютчев,
И Пушкин-полунегр, и Гоголь- малоросс.
-Куняев Станислав! Ведь правда, было б лучше,
чтоб задним нам числом и расовый вопрос
решить, и прополоть поля родного слова,
чтобы с себя начать литературу снова?

Стихи не для дам- Некрасов, Тургенев, Дружинин, Абаза, Шумахер. Добросовестный ребяческий разврат. Однако такие не очень откровенные, маленько завуалированные вещи эстетически даже более похабны, чем просто мат. А Саша Чёрный, без сомнения, ученик Шумахера.

А СОБАКА БОСА

..и вдруг для большого конфуза
среди увлечений кабац-
-ких явится злобная Муза
и темой по темени- бац!


Прочёл в предисловии к Селину, что и во французском просторечии местоимение ставят сразу после существительного, вроде нашего "природа, она,.."


Теперь я знаю, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
Сорите чем попало, без разбора,
Чтоб можно было выбрать иногда!

Муза.

Я с Тем не раз была,
(пришлось ему накладно),
а с Этим бы- спала,
и, может быть, бесплатно!

.
Стихи, игры в слова, когда партнёром- сам язык.


Центр перспективы в поэзии-по аналогии с живописью- место автора. Это индивидуальная поэзия.Телескопический и микроскопический варианты. Нормальное зрение называем реализмом. Если автор с небес озирает плоский мир- китайская живопись, где точка зрения размазана по плоскости- символизм?


Организация словес-
-ной массы
идёт не без небес-
-ной кассы.

Я верить не хочу
Высокому. Теперь не
то время.Мелких чувств
правдивость достоверней.


Из Фромма.

..признать себя частью человечества, жить в соответствии с системой ценностей, в которой все они подчиняются доминирующей цели жизни-полному воплощению любви, справедливости и истины. Это означает постоянное стремление развивать свои способности любви и разума до тех пор, пока не установится новая гармония с миром.Это означает стремиться к смирению, осознать свою тождественность всем существом и отказаться от иллюзии обособленного неразрушимого Эго...

Записки Самойлова.
Уколот: комплекс неполноценности не может быть источником поэзии.

Только рифмы? Маловато.
Может быть, добавить мата?

Как назвал я её? Ивановой?
Нет, Матвеева вовсе она,
И её голосочек хреновый
Для меня как собаке луна.
Под её непростые напевы
В запредельность мечты увели.
Бледный лик романтической девы
Возникает в туманной дали,
Корабли шелестят парусами,
Облака отплывают в закат,
Капитан, восхищая усами,
Снаряжает куда-то фрегат.
Этот тоненький голос сиротки,
Вызывая волнения дрожь,
Так не вяжется с образом тётки,
Ивановой, Матвеевой тож...

(Склеротик, не сразу вспомнил фамилию Матвеевой, Новеллы, чей мотивчик напевал про себя).

В искусстве музыки словес
Мой вкус не ведает границ,
Но без ошибки, как отвес,
Всегда указывает низ.

Из раннего ВВМ.

..и РАНьше бегущим,
как жёлтые РАНы
ОГНИ оБРучали
Браслетами НОГИ..


Фромм.
..язык-драгоценнейшее достижение человечества...но при этом человек должен всегда осознавать опасность сказанного слова, угрозу того, что слово займёт место живого переживания...

Духовного и плотского
Уроки брать у Бродского!

Поэту.
Когда возьмутся драть,
В преддверии финальном
Что попросту орать?
Ори- оригинально!

Стихи могут превратить там и тогда в здесь и сейчас.

Их было три: один, другой и третий,
И шли они в кильватер без огней,
Лишь волком выл в снастях разбойный ветер,
А ночь была темнее всех ночей.
Был дан приказ, решительный и строгий,
Пойти норд-вест, с собою бомбы взяв-
Там в море злобно бродят англичане.
Был дан приказ- так надо исполнять.
Мы шли вперёд, минуты коротая,
Мы шли вперёд- так говорил приказ,
Одну с другой отсчитывая мили
Туда, где смерть подстерегала нас.
Поэтому оно ли, потому ли,
Иль ряд других-не спрашивай- причин,
Они во мраке ночи потонули,
Их скрыла глубь бушующих пучин.

Много непонятного в песне-Кто они? Кто потнул? Почему они воевали с англичанами? Темно творчество народное.

Динабург- пусть Аллах
Продлит его года-
Ведь верно о стихах
Сказал моих тогда!
Свидетельством, сказал,
Несовершенства верси-
-фикации нельзя ль
считать число инверсий?

Исайя 28,22. ...и так не насмехайтесь сами над собой, чтобы узы ваши не стали крепче.

О, Песня- спасенье,
Паренье душой,
Момент растворенья
В печали чужой!

Лишь мимолётное виденье
Минут в минувшее паденье-
Как водопад: он там и тут,-
К живому чувству приведут.

Уму у музыки ничем не поживиться-
Она ему как алгебра, ясна,
Но чувство глупое над нотами резвится,
Коль эта музыка с умом сочинена!

Сегодня день Кирилла-и- Мефодия,
Спешу поздравить ваши благородия!
Уж не побрезгуйте в веселье и пианстве
Приветствием Еврея-во-Славянстве!

Стихотворные структуры-
Не случайности игры,
И не плоские фигуры,
А объёмные миры.
В них магические гаммы
Духи пленные поют,
-видно, рифмы- орифламмы-
испариться не дают.

Гораций, кн.4, ода2.
..лучше ты, поэт,
полнозвучным плектром
нам споёшь о том,
как, украшен лавром,
Цезарь будет влечь
Через холм священный
Диких сигамбров!

Повстречался со старинной я
Лирой Римской семиструнной.
Погоди карать, Эриния.
Дай коснуться вечно юной!

Опять из Горация (Оды,4-9).

Талант безответный близок к бездарности, зарытый в землю!
Лоэллий! Мои стихи тебя без славы не оставят...

Сороковые- роковые, оказывается первым сказал Блок. Впрочем, всё первым сказал Пушкин.

..каждому своё: лирик ловит трепыхание жизни на её границе, как садист-убийца. Классик кладёт венки, ставит памятники.

Вот Маяковский, поэт-гражданин,
Автор поэмы Про это,
Он достаёт из широких штанин
Многих советских поэтов.


Купил Эренбурга, Библ.Поэта. Стихи цепляют, даже советские какие-то человеческие.Стихи без усмешки, русская лирика.

Стихи А.Левина. Смесь Олейникова и Кручёных, талантливое слововерчение.

Цепляюсь за рифму как за соломину.

У каждого слова- смотри!-
Скрывается рифма внутри!

О, Если б просто жить,
Не занимаясь блудом,
На рифмах ворожить
Не подобает людям,
Искать в звучанье слов
Закон миропорядка,
Миря добро и зло
Уверенно и кратко!

Банальная мысль в стандартном исполнении- это кич.

Читаю дневники Шаламова. Насчёт Маяковского он неправ, но причём тут правота, когда- нелюбовь!
Хорошо об Эренбурге, Пастернаке, хотя Живаго не принял.О Мандельштаме-и, пожалуй, всё.Сильный человек, но больной, злой.

Бессмертия не надо,
Играй в слова, поэт!
Игра- сама награда,
Другой награды-нет!

Из Горация:

...долог подёнщику день... Послания,1.

Полистал Дельвига: Наш Гораций.

Стёб да стёб кругом.

Шёл между кочек и ям
Жук, шестистопный, как ямб.

В Знамени подборка провинциалов, молодых, повидавших суму, тюрьму, войну, больницу. Это не благополучные, вроде- не сглазить бы!- меня. Я к смыслу иду от звука, отчего мысль поверхностна, банальна. Для меня главное- неожиданность звучания, перетекание слов одного в другое, метаморфоз слов. У них- фонетика на втором плане а держит- сочетание слов. Например, у Шевченко: ...иноязычных рощ,,. Участнику зимы...поймали и убить забыли...


Крепко стянутый стишок-
Рифма словно ремешок.
Рифмы парные
Чуть вульгарные,
Перекрёстные-
Посерьёзнее.
А стих нерифмованный-
Как конь неподкованный.

И вот поэт найдёт сюжет,
Слова головоломкой сложит,
И коль талантливо солжёт,
Стишок получится, быть может.


Барт.
Парадоксальное знание, открывающееся непосредственно через акт письма с достоверностью глубинного опыта...

Их новояз-новоляпюк
Пытался нас взять на испуг.
Постмодернист-таксидермист,
Сам симулякрами кормись!


И трезвый, и поддатый,
Пряду свою кудель.
В стихах одни цитаты,
Не книга- цитадель.


Знамя,8. Обиженный Межиров, традиционалист. Ник. Байтов. Размер стандартен, только смыслом- сюр. Зрителен, местами тёмен, интересно.
Абсурд привлекает внимание, а бессмыслица оставляет равнгодушным, или раздражает.

Старый поэт- уходит под снег с ещё зелёными листьями.

Частотный словарь выдаёт: я, моё, моя...-Ваше Местоимение!


Барт: Письмо- чтение, письмо себе.

И мат информативен, хотя и примитивен.

Издание Михалкова- Русский архив с трудами Меньшикова- юдофобия.
Из русской песни слова жид не выкинешь.

Я нахожу в моей ментальности
Большой процент сентиментальности,
И нотки злобности слышны.
А злость и юмор ходят розно-
Ведь злое, в сущности, серьёзно,
Его сарказмы не смешны.

А.С.П.

По Им проложенной тропе
Который год уже идём мы-
И я, затерянный в толпе,
Ему неведомый ведомый.

Стихи маргиналов в Знамени- они как бы в полупохмелье, где им комфортно, был бы Агдам.Но- стихи.
Кенжеев о Рейне:
Один из любимейших приёмов..-употребление особой категории времени, которое так и тянет назвать прошедшим невозвратным.
...И через много лет в такой же час,
расставшись на вокзале со спутницей моей,
я понял: вот и молодость прошла,
и дальше в этой непробудной жизни
нет для меня ни страха, ни греха...

Мастерство не воровство.


Блок и Циолковский-оба родились в России, а умерли в РСФСР, вдали от родины.


Где катарсис, где момент
Просветленья в тексте длинном?
Где народный инструмент
Выбиванья клина клином?
У тебя же мрак и ночь,
Ты в тоске, беде, позоре-
Постараться надо, смочь
Минус с минусом поссорить!


(Это половина текста, добавлю завира)
Tags: Из закромов
Subscribe

  • О времени.

    Время SMS'ок и TWITTER'а ВВМ: Время —вещь необычайно длинная, — были времена — прошли былинные. Ни былин, ни эпосов, ни эпопей. Телеграммой лети,…

  • Н.С.Лесков о "Загоне"

    Н.С. ЛЕСКОВ О "ЗАГОНЕ". Сатирический очерк "Загон" был напечатан Лесковым в 1893 году. Я выбрал некоторые отрывки из него, чтобы понятно было, о…

  • Книга. Тема- Упадок лжи.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments