lebo35 Лев Бондаревский (lebo35) wrote,
lebo35 Лев Бондаревский
lebo35

Categories:

Хилиазм. (Чевенгур)

Мангейм. Идеология и утопия. (Германия, 29 год).

"...Оргиастический хилиазм анабаптистов".

...подлинный признак хилиастического переживания есть абсолютное присутствие...для хилиаста настоящее становится брешью, через которую то, что было чисто внутренним, прорывается и внезапно преобразует внешний мир: у хилиаста чувственный опыт присутствует во всей его непосредственности и неотделим от духовного начала его природы как хилиаст от своего "теперь", он как бы только "теперь" вступил в мир и в своё тело. Мюнцер говорит : " Я стремлюсь только к тому, чтобы вы восприняли слово живое, которым я живу и дышу, чтобы оно не вернулось ко мне пустым..примите его в сердце своё, я жду ответа от вас и сам держу вам ответ...если я не сумею это совершить, то я лишь дитя времени и вечной смерти, иного залога спасения у меня нет".
(Хилиаста) ...интересует не столько само тысячелетнее царство, сколько то, чтобы оно было здесь и теперь, возникло бы из земной жизни как внезапный переход в инобытие...Хилиазм всегда сочетается с революционными взрывами и одухотворяет их ...рассматривает революцию как единственный животворный принцип непосредственного присутствия в мире, как прорыв в мир..

"Либерально- гуманистическая утопия"..противопоставляет "дурной" действительности "правильный" рациональный образ..не для насильственного изменения мира, а лишь для того, чтобы иметь масштаб при оценке всего происходящего. Утопия в Л-Г сознании есть "идея"..формальная, проецированная в даль, и воздействующая оттуда определённая цель, которая просто "регулирует" посюстороннее становление. Для либерала характерно приятие культуры и этическое отношение к человеческому бытию..восприятие истории как прямолинейного прогресса,..сближение нормы и бытия в направлении всё большего приближения к разумному...Хилиастическое ощущение времени переходит в эволюционное, проявляется в концепции исторического времени.
Нормативно- либеральное сознание также содержит качественную дифференциацию исторического процесса и презирает как дурную действительность всё, что завершило своё историческое становление и всё настоящее. Далёкое будущее возникает в недрах становящегося здесь и теперь, в недрах повседневного. Либеральная идея может быть адекватно понята только в её противопоставлении экстатичесому ожиданию прорыва, которое часто скрывается за рационалистическими конструкциями.. Мир хилиазма был миром уходящего средневековья, периодом распада...все боролись против всех.. Движущая сила либеральных идей Просвещения, кроме возбуждающего фантазию направленного к горизонту предзнаменования, также и в том, что эти идеи всегда обращались к свободной воле и пробуждали ощущение того, что они не обусловлены, не предвзяты..

Специфика же консервативного сознания обусловлена уничтожением остроты этого ощущения...сознательно противопоставив себя либеральной идее, (консерватизм) патетически акцентировал именно обусловленность сознания. Человек адаптировавшийся к данной реальной ситуации, склонен ощущать окружающее как часть раз и навсегда установленного мирового порядка..не знает и утопии. Лишь противодействующее этому сознанию движение оппозиционных слоёв...как бы извне воздействует, заставляя его поставить вопрос о природе своего господства, создать необходимую для обороны антиутопию.
Для консервативно насторенного Гегеля идея исторической действительности становится зримой лишь когда мир обрёл свою законченную форму.
"...история...необходимо показывает нам, что лишь в пору зрелости действительности идеальное выступает наряду с реальным и строит для себя в образе интеллектуального царства тот же самый мир, лишь постигнутый в своей субстанции.. когда философия начинает рисовать своей серой краской по серому, что показывает, что некоторая форма жизни постарела, и своим серым по серому философия может не омолодить, а лишь понять её : сова Минервы начинает свой полёт лишь с наступлением сумерек".
Чисто субъективному представлению (либерально-просветительской идеи) противопоставляется погружённая в реальную действительность hic et nunc..идея,
утопическое начало, конкретизированная идея полностью присутствует в этом мире.
В основе поисков "внутренней формы" лежит та же эмфатически акцентированная консервативная идея обусловленности, которая будучи проецирована вовне, находит своё выражение в подчёркивании исторической обусловленности. Именно поэтому исторический образ не может быть сделан, он , подобно растению, вырастает из некоего внутреннего центра. Нечто, именно потому, что оно есть, уже обладает высшей ценностью, и из-за чарующего воздействия его иррациональности..."Почему именно они? Почему ты сам именно то, что есть?" Эта непостижимость в том, что бытие не может быть растворено в мышлении, его необходимость не может быть доказана,..его причина в некоей высшей свободной силе.. Если для либерала будущее-всё, а прошлое-ничто, то консервативное восприятие времени видит подтверждение существующего в признании значимости прошлого, в значимости времени...присутствие прошлого в настоящем придаёт восприятию времени воображаемую трёхмерность.. В соответствии с господствующей консервативной теорией идея "внутренней свободы" с её отсутствием определённой мирской направленности должна подчиниться объективной нравственности.

Социал- коммунистическая утопия.
...задача- радикализовать либеральную утопию, но парализовать внутреннюю оппозицию анархизма. Угроза со стороны консерватизма вызывает опасения лишь во вторую очередь : ближайший вызывает более резкий антагонизм, чем отдалённый.
...В социализме...некая сбалансированность..основанная на внутреннем синтезе различных форм утопий...
Без соотношения с реальностью (идеи) превращаются в маскирующие.. Абсолютизированной реальностью социалистов становится соц.-экономическая структура общества.., прославление того материального принципа, который воспринимался раньше только как негативный, тормозящий фактор...материальные условия гипостазируются в свете интерпретированного как материализм экономического детерминизма, преобразуясь в движущий принцип мирового процесса..Происходит проникновение идеи обусловленности в стремящуюся изменить мир утопии..Люди стали считать обусловленными не только себя, но и бытие, значимость и возникновение идей..восприятие истории подчиняется стратегическому плану настоящего, все исторические явления воспринимаются как объект интеллектуального и волевого господства...

-- * *
Tags: e{ libris
Subscribe

  • Из 1982-го.

    Вива, лингва эсперанто, увлеченье чудаков! Я ему предпочитанто невербальных языков! Телепаты, сообщайтесь, узнавайтесь новостей без содействия…

  • Из давнего.

    Из давнего. Глаза, давай, глаза промоем синевою, синеют небеса как раз над головою, слезу, давай, смахнём, и воздухом холодным вздохнём, давай,…

  • Легенда... (Песни Дзядов)

    ЛЕГЕНДА О ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЕ МАРИИ. Когда Божья Матерь по свету ходила, И сыночка-малютку за ручку водила, Тогда они вместе с Иосифом жили, Трудом…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments